Из история возникновения и распространения Ислама
В VII веке н. э. большая часть Аравии представляла собой пустыню, населенную племенами кочевников-бедуинов. Однако на плодородных землях по берегам Красного моря и Индийского океана были разбросаны постоянные поселения, откуда брали начало караванные пути через пески в города Сирии и Месопотамии (нынешнего Ирака). На караванной торговле процветали редкие оазисы вдоль торговых путей, в том числе небольшие городки Мекка и Медина, которым в истории Ислама было суждено сыграть ключевую роль.

Пророк Мухаммед

Ислам - относительно молодая религия, на 700 лет моложе христианства. Вместе с тем мусульмане гораздо более озабочены своей историей - по крайней мере, если судить о той значимости, которую они придают Хадисам - историям из жизни Мухаммеда, которые, как известно, не входят в Коран.

К примеру, история жизни Христа христианам известна только по Библии, откуда вычеркнуто все, что не понравилось Петру и Павлу. Те аспекты жизни Христа, о которой говорится в апокрифах, к сожалению, мало известны христианам.

Возможно, это вызвано жестким диктатом официальной церкви, не признающей апокрифов, чего нет в Исламе, где раскол на множество течений произошел довольно быстро и бесповоротно. Может быть, виной тому банальное отсутствие любопытства или, что нам кажется более вероятным, подсознательное неверие в Христа как реально и исторически существующую личность или же неверие в Его Божественную природу и Воскресение.

Ислам сохранил сотни и сотни историй из жизни Мухаммеда. Конечно, вопросы их достоверности актуальны и являются предметом раздора между различными течениями, которые возникли сразу после смерти Пророка при дележе доставшейся духовной власти.

Изложим только доподлинно известные моменты жизни Мухаммеда.

Пророк Мухаммед родился в Мекке, в семье погонщика верблюдов. Потеряв родителей в раннем возрасте, он занимался караванной торговлей па службе у богатой вдовы Хадиджи. В 20 с лишним лет он женился на своей хозяйке, успевшей к тому времени дважды овдоветь.

Вероятно, по ее настоянию Мухаммед начинает учение в христианской семинарии, чтобы стать священнослужителем и нести христианство диким язычникам-арабам, жившим тогда разрозненными кочевыми племенами, зачастую, враждовавшими между собой.

По мере изучения основ христианства, у Мухаммеда возникают мысли о несовершенстве, противоречивости и путанности положений этого религиозного учения, а также о незавершенности в христианстве идеи абсолютного монотеизма (провозглашается единство Бога, но в неких трех разных лицах; допускаются похождения Бога по земным женщинам, подобно общению с земными женщинами языческих богов, возможность казни Бога земными властями и пр.). Мухаммед понимает, что для религиозного объединения тогда еще диких племен кочевников-арабов нужна легко воспринимаемая, ясная и непротиворечивая религия.

Бродя для уединения по окрестным горам, Мухаммед мыслит о создании на основе христианства новой совершенной и непротиворечивой монотеистической религии. Гениальный Мухаммед постепенно очищает догматы христианской церкви от наслоений язычества и начинает строить новое религиозное учение.

Спустя некоторое время его привычка бродить по окрестным горам принесла плоды. Ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом Джабраилом. Свои заповеди он записал стихами, вошедшими в древнейшую часть священной книги Ислама Коран (Кур'ан).

В окончательной форме Коран состоит из 114 "откровений", ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал проповедовать, утверждая, что есть лишь один всемогущий и всеведущий бог, Аллах, а путь к спасению лежит через полное подчинение Его воле. "Подчинение" или "покорность" — по-арабски "Ислам" — стало названием новой веры, а ее последователей стали называть мусульманами или "покорными".

В Мекке Мухаммед собрал небольшую группу приверженцев, куда вошли ближайшие родственники, но его учение не получило поддержки в родной Мекке. Ведь своим благосостоянием город был обязан толпам паломников, приходивших поклониться Каабе — храму, посвященному 360 с лишним богов и духов, которых новоявленный пророк объявил ложными. Положение стало настолько опасным, что в 622 г. Мухаммед со своими последователями покинул Мекку. Традиционная дата его бегства, известная как Хиджра, позднее стала считаться первым днем первого года нового исламского календаря.

Мухаммед нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет как посредник в спорах и начал привлекать все новых адептов. В конечном счете, жители Медины признали его "Божьим пророком" и совершили под его началом несколько военных походов на Мекку. После падения Мекки в 630 г. Мухаммед вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 священных арабских идолов в Каабе и посвятил храм Аллаху.

Избрание преемника

Ко времени смерти пророка в 632 г. почти весь Аравийский полуостров был обращен в Ислам. Но позаботиться о преемнике Мухаммед не успел, что в дальнейшем породило раздоры, мятежи, кровопролитие и гражданские войны.

Вопрос назначения преемника Пророка является важным аспектом истории. В этом вопросе мусульмане фактически разделились на две группы, являющиеся и сейчас самыми многочисленными - последователи Абу Бакра (сунниты) и последователи Али (шииты).

Поначалу ближайшим сподвижникам пророка удавалось согласовывать кандидатуру халифа (преемника), и с той поры началась победоносная эпоха арабских завоеваний. Враждовавшие прежде племена теперь объединились под знаменем Ислама и оказались достойным соперником двух великих держав тогдашнего Ближнего Востока — христианской Византии и Персии (Ирана), где правила династия Сасанидов и господствовала религия зороастризма.

Распространение Ислама

Первые походы за пределы Аравии начались еще при халифе Абу Бекре (632-34), но решающие успехи в завоеваниях были достигнуты при халифе Омаре (634-44). В 635 г. пал Дамаск, а год спустя великий арабский полководец Халид ибн аль-Валид наголову разбил византийское войско в битве у Ярмука и вытеснил его из Сирии.

Арабы вторглись в занятую персами Месопотамию, а в 642 г. захватили и сам Иран. Падение Александрии в том же году увенчало завоевание Египта, который стал трамплином для дальнейших походов по всей Северной Африке.

В поглотившей множество разных народов и регионов новой мусульманской империи, которой правили племенные военачальники, не заставили себя долго ждать внутренние раздоры. Третий халиф Осман (644-56) был убит, и его преемником стал Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда.

Но и халифат Али (656-61) был омрачен племенными и религиозными распрями, которые привели к гражданской войне и убийству самого халифа. На этот раз сторонники убитого отказались признать следующего халифа Муавию и объявили себя "шиа" (группой, сектой).

Впоследствии этот конфликт перерос в окончательный раскол между суннитским большинством и немногочисленной сектой шиитов. Хотя в разные "моменты исламской истории появлялись и другие секты, но разделение на суннитов и шиитов до сего дня осталось главным водоразделом в Исламе.

Со смертью Али завершился "классический" или ортодоксальный период халифата. При Муавии (661-80) халиф стал скорее светским государем или императором с резиденцией в великой столице (Дамаск, Сирия), который передавал свой титул сыну или ближайшему родственнику и правил через централизованную чиновничью систему, куда набирались опытные чиновники неарабского происхождения.

Единое государство

Муавия стал основателем первой династии халифов — Омейядов, хотя окончательно утвердиться она смогла лишь после 30-летних гражданских войн при халифе Абд аль-Малике (685-705).

С восстановлением внутреннего порядка возобновилась и внешняя экспансия Ислама. На востоке мусульманское войско захватило Среднюю Азию до нынешнего Ташкента, завоевало Синд и южный Пенджаб (нынешний Пакистан).

На западе, захватив все побережье Северной Африки, арабы переправились через Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. В 718 г. мусульманская армия пересекла Пиренеи и добралась до центра Франции, где была, наконец, остановлена в битве с армией франков под Туром (732). Это сражение положило конец продвижению арабов в Европу.

Исламский мир, как единое государство без каких-либо торговых барьеров от Испании до Индии, достигло при Омейядах высочайшего расцвета.

В отличие от иных завоевателей, арабы охотно перенимали полезный опыт у покоренных народов, адаптируя к своим нуждам системы правления Византии и Персии, опыт сражений на суше и море, а также искусство и науку. Вообще говоря, арабы довольно терпимо относились к иноверцам, особенно к "народам Писания" — иудеям и христианам, разделявшим с мусульманами общую библейскую традицию.

Согласно Исламу, Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были подлинными пророками, труды которых завершил Мухаммед. Впрочем, немусульманские народы новой империи платили государству подати, от которых были освобождены мусульмане, что, в конечном счете, способствовало обращению значительной их части в Ислам.

Поскольку всякие переводы Корана с арабского оригинала были запрещены, новообращенные мусульмане быстро усваивали язык, и в результате арабы и завоеванные ими народы постепенно сливались в единую общность. Отсюда "арабом" стали называть любого человека, говорящего по арабски, и почти весь исламский мир разделял единую веру, язык и культуру.

Но та же религиозная терпимость послужила одной из причин падения династии Омейядов. Пренебрежение Омейядов своим долгом обращать в Ислам подданных-иноверцев вызывало все большее возмущение.

Все эти религиозные волнения наряду с недовольством арабов Месопотамии и Ирана властью Дамаска стали почвой для мятежа, поднятого в 747 г. потомком дяди пророка Абу аль-Аббасом. Всего за три года он сверг Омейядов, которые были беспощадно вырезаны.

Единственным уцелевшим членом этого рода был Абд аль-Рахман, который бежал в Испанию и основал независимую династию, процветавшую почти 300 лет.

Династия Аббасидов покинула Дамаск и построила в Месопотамии новую столицу Багдад, который скоро превратился в огромный город с миллионным населением.

Теперь центр халифата Аббасидов переместился в более богатые восточные регионы, где все сильнее проявлялось персидское влияние. В этот период всячески поощрялось обращение иноверцев в Ислам, а исламско-арабский характер халифата получил еще более яркое выражение.

В конце концов, только Иран, несмотря на принятие Ислама, сохранил собственный язык фарси и культурную самобытность.

Блестящая цивилизация

Ислам вступил в новый этап развития, на котором он не только продолжал учиться у других культур, но и создал собственную великую цивилизацию.

Халиф Аль-Мансур учредил "Дом познания", где ученые переводили древнегреческие труды по философии и медицине и овладевали индийской математикой, в том числе "арабскими" цифрами, которыми мы пользуемся по сей день.

Исламский мыслитель Ибн-Си-на стал одним из самых влиятельных философов и медицинских авторитетов средневековья. В Европе, где его знали под именем Авиценна, его трактаты пользовались широкой известностью.

Математик аль-Хорезми был первооткрывателем алгебры (само название взято из арабского языка), а великий перс Омар Хайям отличался редкостным сочетанием талантов математика, астронома и поэта.

Высочайших вершин достигли литература и искусство. В городах сияли купола мечетей и дворцов со стенами, украшенными глазированными изразцами. Мастера создавали изумительные изделия из металла и керамики, покрытые замысловатыми узорами из растительных мотивов, переплетением линий и элегантной арабской вязью.

Наряду с драгоценными россыпями поэзии по всей Азии из уст в уста передавались народные сказания, ставшие подлинным украшением исламского мира и со временем вошедшие в классическое собрание сказок "Тысяча и одна ночь" (на Западе его называют "Сказки арабских ночей").

Исламская наука и культура на протяжении многих веков далеко опережала христианскую Европу, которая почерпнула из арабских источников многие научные, философские, математические и медицинские познания, в том числе секрет производства бумаги.

Расцвет исламской цивилизации продолжался, невзирая на то, что спустя неполное столетие правления Аббасидов огромный неуправляемый халифат начал распадаться. Сделав Восток основой своего могущества, они вскоре утратили контроль над Северной Африкой, где в новой столице Каире утвердилась династия Фатимидов (909 -1171).